Мария Соколова: Если фермеров «задушат», то городские жители больше никогда не узнают настоящего вкуса молока.

Дорогие наши друзья, мы уже не раз писали о девушке-фермере Марии Соколовой Краснодарского края. Эта маленькая сильная женщина, мама четырех детей, обладает невероятным умением добиться своего. В интересах фермеров она смогла попасть и к губернатору Краснодарского края В.И. Кондратьеву, и даже была на приеме у Президента России Владимира Путина. Сейчас фермеров разоряют перекупщики, скупая молоко за бесценок. От имени фермеров Мария обратилась в газету «Хозяйство» с просьбой озвучить сегодняшнюю проблему.

Кто не помнит вкус домашнего парного молока? Наверное, многие современные городские дети его даже и не знают. Молоко теперь разлито по бутылочкам с красивыми этикетками и указанием жирности. Такое молоко может храниться месяцами на прилавках и неделями – в холодильнике. В бутылках с таким молоком через несколько часов не собирается золотистый слой сладких сливочек, как у настоящего, фермерского молока. В детстве я тайком от бабушки пробиралась в погребок и собирала из банок такие сливки. Когда она купила сепаратор, я всегда первая подставляла кружку под тонкую золотистую струйку. А теперь может случиться так, что такое вкусное коровье молоко мы уже и на рынке не купим.

Началось все с того, что мне позвонили перекупщики и предложили свои услуги по закупке нашего молока для дальнейшей его переработки на молокозаводе. Работа перекупщиков заключается в том, что каждое утро они собирают молоко в бочку и везут его на молокозавод. Либо на собственный, либо есть такие перекупщики, которые закупают молоко, охлаждают его и везут на молзавод, но сдают его уже по другой цене. Сейчас нам предлагают цену примерно 25 рублей за литр. Такую цену мотивируют тем, что, мол, пошла зеленая трава у нас в Краснодарском и в Ставропольском краях и в Ростовской области. Молока становится больше. Действительно, весной и летом молока всегда много, поэтому цена каждый год падает.

С перекупщиком я долго спорила, но мы так и не пришли к общему мнению. По его словам, 25 рублей – это и так очень дорого, и он готов и дальше торговаться на понижение цены. Я объясняю, что мы не можем продавать молоко по такой цене, потому что в стоимость цены одного литра молока входят содержание коровы, приобретение кормов и ветеринарных препаратов, само ветеринарное обслуживание. Мы платим за все! Почему-то перекупщики не считают наш труд. А мы каждый день встаем в пять утра, доим коров, убираем за ними навоз. Этого никто не считает. Но ведь это наш труд и он должен быть оплачен.

Дальше привожу пример, что да, мы сено коровам за зиму заготавливаем. НО! Земля не наша, а это – аренда земли для покоса, расход солярки, оплата труда рабочих, даже тюковая веревка – все это стоит денег и с неба нам на головы не сыпется, как манна небесная. На что мне перекупщик отвечает: «ну знаете ли, у вас с такими затратами молоко вообще должно быть золотым, вы меня обманываете, и по его подсчетам себестоимость литра молока пять рублей, а вы нам руки выкручиваете со своими 25 рублями».

Кстати, он не учел и тот факт, что все коровы дают разное количество молока. А чтобы корова была рентабельной, в сутки она должна давать от 25 л. Если дает меньше 20 л, то она нерентабельна.

Но и это не самое главное. Главное то, что то молоко, которое мы сдаем переработчику, проходит через обработку. Возможно, его даже разбавляют или приводят «к жирности по ГОСТУ». В результате чего молоко дольше хранится, не скисает. Но оно уже не натуральное, в нем не собираются сливки, вкус у него другой, оно более водянистое. Я не могу утверждать, что его именно так перерабатывают, но я так думаю. Предполагаю, что молоко, которое стоит в магазинах, не натуральное. Цельное натуральное молоко с фермерского либо домашнего хозяйства, к сожалению, скиснет на третий-пятый день (все зависит от того, что поела коровушка). Но если прокипятить молоко, то оно простоит дней пять. Многие клиенты, которые покупают у нас молоко, именно так и делают: купили свежее молоко, дома прокипятили − и оно стоит пять дней, вкусное, полезное, и главное, не обезжиренное!

РЕШЕНИЕ – ОБЪЕДИНЕНИЕ!

Мы, фермеры, объединились с такими же молочниками по региону и хотим написать обращение к главам администраций, в Минсельхоз России, в Минсельхоз края с просьбой взять под контроль и регулировать цены на молоко и не позволять перекупщикам и молзаводам снижать цены на фермерское молоко. Если этого не сделать, то фермеров «задушат» и мы перестанем держать коров, потому что это невыгодно.

Также мы готовим обращение к Президенту.

И да, жаловаться − это здорово, но нужно и предлагать пути решения. Один из вариантов решения − это объединение фермеров в кооперацию, которая создана на базе личных подсобных хозяйств, небольших КФХ. Тогда люди будут сами регулировать цену на молоко и получать прибыль. Это рабочая схема кооперации, которую мы пытаемся применить на базе даже своего КФХ. Надеюсь, что наша схема все-таки заработает и ее будут использовать и другие фермерские и личные подсобные хозяйства.

Второе: необходимо перестать прижимать малые хозяйства. Я подозреваю, что крупные агрохолдинги, крупные переработчики молока заинтересованы в том, чтобы мелкие фермерские хозяйства перестали существовать и специально их душат. К чему это приведет? К сокращению поголовья на частных подворьях. Если помните, раньше в каждом селе, в каждом дворе была корова, кормилица. Даже тогда и люди молоко продавали, и в магазинах молоко было. И сейчас еще остались люди в деревнях, которые хотят держать коров. Считаю, что чем больше будет таких людей, тем лучше, ведь они способны накормить городских жителей вкусным, натуральным, полезным продуктом в виде молока, сметаны, творога, сыров и так далее.

В чем заключаются «прижимания» малых хозяйств? Я вам скажу. Во-первых, начинаются постоянные вспышки болезней, которые и раньше были. Возьмем, к примеру, лейкоз коров. Не буду спорить с учеными, но всю советскую эпоху также этот лейкоз был и даже создавались специальные фермы, на которых содержались только лейкозные животные. Но вспышек онкологических заболеваний ни у людей, которые пили это молоко, ни у тех, кто держал этих коров, не возникало. Теперь закон принят. Хорошо. Закон есть закон. Может это действительно нужно. НО! Опять же лейкозное молоко молзаводы почему-то принимают на переработку, потому что оно у них «проходит пастерилизацию». То есть простое кипячение убивает все вредное. То есть это может сделать любой, просто прокипятив молоко. Кстати, и мясо лейкозных коров есть можно, потому что на бойне их принимают.

Вспышки «вечной чумы». Я считаю, что все это проделки агрохолдингов, чтобы вывести частные подворья, которые держат КРС. Почему? А потому что есть закон о том, чтобы давать фермерам пастбищные угодья, нам выделяют землю без торгов для тех, кто держит КРС. Конечно, агрохолдингам это невыгодно. Им нужна вся земля.

Соответственно, в решении проблемы удешевления молока должен быть контроль на государственном уровне, чтобы закупочная цена на молоко была не ниже 35 рублей за литр. Тогда не надо будет делать субсидии, не нужна какая-то поддержка, если заводы будут напрямую, без перекупщиков брать молоко у населения. Но при этом в магазинах цена на молоко не должна повышаться.

Сейчас же заводы напрямую не берут молоко от фермеров, а только у перекупщиков. А если и берут напрямую, все равно ориентируются на более низкую цену. Но при этом конечный продукт продается уже около 100 рублей за литр. То есть на 200-300 % они поднимают цену на молоко.

Регулировать рынок молока нужно не за счет государственных дотаций, а исключив перекупщиков, которые наживаются на простых людях, из этой цепочки. Они ничего не производят, они спекулируют!

Есть и второй выход из ситуации – дать фермерам больше земли, чтобы они могли сами выращивать кормовое зерно для своих коров. Сейчас у нас выделяется земля только под пастбища, на которых можно заготавливать сено либо пасти коров. Я считаю, что необходимо добавить в закон пункт о выделении земли фермерам под выращивание зерновых именно для корма, не для продажи. Высчитать, сколько земли нужно выделить на каждое хозяйство, просто: сколько зерна (кукурузы, семечки, ячменя) нужно в год на одну корову. Допустим, для содержания пяти коров необходимо засеять один гектар ячменя. Тогда да, себестоимость молока упадет, ведь нам не придется покупать зерно. Но, опять же, все должно быть на законодательном уровне.

Есть и еще один вариант. Нужно дать фермерам возможность торговать молочной продукцией в супермаркетах, в торговых сетях. Выделять под фермерские продукты отдельные полки. Да, торговые сети разрабатывают такую возможность, мне даже предлагала одна торговая сеть такое сотрудничество, но условия очень жесткие для простого фермера. Если бы эти условия смягчили, то было бы прекрасно.

СЕЛО ДОЛЖНО ЖИТЬ!

Представьте, если сейчас фермерам не дадут возможности держать коров, продавать молоко и молочную продукцию. Работы в селе и так мало, а тут заработка вообще не будет. Что получится? Люди переведут коров, уедут в города в поисках легкой жизни. Село будет продолжать вымирать. Этого допустить никак нельзя! Надо, наоборот, популяризировать сельскую жизнь, привлекать в село людей. Вот газета «Хозяйство» это всегда делает, и это хорошо. Но необходимо, чтобы это делали и в правительстве. В селе не страшно, в селе можно и нужно жить.

Ну, а с коровами это отдельная беда. Ведь если из личных подсобных хозяйств исчезнут домашние коровы, то городские жители никогда не узнают, какое же на вкус настоящее домашнее молоко, золотистые домашние сливки, жирная домашняя сметана.

СЕЛО ДОЛЖНО ЖИТЬ!

Побеседовала с Марией Соколовой

Светлана Березнева

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписывайтесь на наш видео-канал на youtube


     05.04.2023     Просмотров: 1245  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость