Начинал с миниатюры, потом перешел к скульптурам

Профессионально резьбой по дереву я занимаюсь уже больше 25 лет. Начинал как и большинство мальчишек моего поколения. В то время не было компьютеров и все занимались каким-то рукоделием в школе на кружках.

Я закончил сельскохозяйственный техникум, но всегда мечтал стать художником. Но в нашем регионе не было таких учебных заведений, имелась только домашняя фотолаборатория. Из-за недостатка реактивов и фотопленок, когда начался дефицит товаров, все прекратилось. И вместо фотографии я занялся резьбой по дереву.

Сначала практиковался на цветочных орнаментах, пробовал геометрическую резьбу. Изначально это была миниатюра, а после потихоньку перешел к скульптуре.

НАЧИНАЛ С МЕДВЕЖАТ

Самыми первыми скульптурами, как и у большинства начинающих мастеров, у меня были медвежата. Я тогда толком не умел резать скульптурные композиции большого объема, но меня попросили сделать скульптуру. Это был мой первый заказ. Высота медвежат была около полутора метров. На их создание ушел целый месяц.

Тогда не было бензопил, работали по старинке − топориками и стомесками, как учили. Сейчас вспоминаю этих медвежат, они такие смешные и нелепые, но клиент был доволен. Глядя сейчас на свои первые работы, я прихожу в ужас.

Сколько я получил денег, уже не помню. Тогда это не было столь важным, да и доходы мы считали только от пасеки, так как это было моим основным видом деятельности.

Только лет через пять, когда я уже научился резать, мне поступил первый крупный заказ. Мы тогда жили в Восточном Казахстане, неподалеку от города Зыряновска в доме, и у меня была своя мастерская. И вот главой сельского поселения (в Казахстане их называют акимами) стал молодой креативный парень. Изначально всерьез никто не принимал ко вниманию установку больших скульптур в парках или на федеральной трассе, а этот глава решил рискнуть. В это время в городе шла опилка деревьев, и глава лично, не привлекая посторонних людей, привез мне громаднейшие деревья для работы. Так как это было экспериментом, выпиливать мне пришлось за свой счет.

Одной скульптурой была трехметровая лошадь, также скульптура на тему охоты была представлена композицией из орла и сурка. Мы их установили на федеральной трассе, и тогда районная администрация заинтересовалась моими скульптурами.

ЧТО НЕЛЬЗЯ СПИЛИТЬ, МОЖНО ПРЕОБРАЗИТЬ

Мне поступил заказ на благоустройство парковых территорий города Зыряновска. В городе спиливали деревья, и те, которые невозможно было выкорчевать, решено было преображать в скульптуры.

Это было за пятнадцать дней до девятого мая. Передо мной стояла задача выпилить восемь трехметровых скульптур на тему Великой Отечественной войны. Все пятнадцать дней мне пришлось практически жить в парке, но работа была выполнена в срок.

Пять лет назад мы переехали в хутор Береговой Азовского района. Он находится в десяти минутах езды от города Азова. Я сотрудничаю с администрацией города, и практически все парки украшены моими скульптурами. Дворовые территории по просьбе управляющих компаний я также преображаю. Те деревья, которые невозможно выкорчевать, становятся произведением искусства той тематики, которую хотят видеть жители домов.

Это и красиво, и экономит расходы города на вырубке деревьев. Пока скульптурка стоит и радует глаз, рядом можно посадить дерево. За время его роста корень старого дерева подгниет, скульптура упадет и ее можно будет установить в другом месте. У нас были скульптуры медвежат из берез и тонких сосен. Через три-четыре года корни деревьев сгнили и скульптуры были установлены на детских площадках.

Если взять скульптуру из тополя, она простоит лет двадцать на корню, а если ее срезать и поставить на постамент, то еще столько же прослужит. В Казахстан привозили скульптуры с гор, их делали в советское время на корню, вырубали вручную. Эти скульптуры простояли 25-30 лет. Когда они начали пропадать, их спилили, покрыли современными средствами, привезли в парк, и они до сих пор стоят. Представьте, сколько они могут простоять при нынешних технологиях и обработках!

РАБОТА БЕЗ ПОМОЩНИКОВ​​​​​​​

В этой профессии найти помощников сложно. Только когда приглашают на работу по благоустройству парковых территорий, собирают таких же резчиков, как и я, и мы сбиваемся в команды. Сначала начинаем работать по одиночке, потом присматриваемся и прирабатываемся. Если, например, это минималистика (животный мир), которые хорошо получаются и меня и кого-то из других резчиков, значит мы можем работать в паре и работа пойдет быстрее. Один будет делать туловище, другой ноги или крылья, так быстрее получится сделать скульптуру. А вообще с кем-то сработаться сложно.

Сыновья в моей работе не помощники. Младший начинал резать, у него хорошо получалось, но его больше увлекала фотография и съемка. Он сейчас работает на телевидении, делает репортажи.

Второй сын отлично рисует, у него хорошо получается работа с деревом, но пока это не его. Он захотел стать военным, поступил в военное училище.

А супруга занимается резными миниатюрами. Мы сотрудничаем с Азовским музеем, выставляем там на реализацию свои работы. Например, куклу «панка». Это вообще северная игрушка, но она адаптировала ее под местный колорит, сделала донской. Она пользуется очень большим спросом.

Так что мы работаем в команде с женой. На данный момент я занимаюсь благоустройством территории нового участка. Здесь планирую разместить свою мастерскую и сделать арт-площадку резьбы по дереву.

Олег Якубович,

Ростовская обл.

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписывайтесь на наш видео-канал на youtube


     17.11.2022     Просмотров: 2213  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость