Анна Матюшкина: Никогда не хотела быть фермером. Но и выливать молоко не дам!

В Московской области есть небольшая частная ферма – «Весёлая корова». Местные жители знают эту ферму как колхоз «Гжельский», который был основан в 1954 году. Это упадочное предприятие Анне Матюшкиной силами семьи и небольшого количества работников удалось превратить в интересный для жителей столицы агротуристический комплекс.no-image

ТАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА

Вообще, я не собиралась заниматься фермерством и никогда не думала о том, чтобы выращивать КРС и перерабатывать молоко. Просто на тот момент папа моего будущего мужа нуждался в помощнике – человеке, который бы разделил с ним трудности бизнеса. На тот момент шел 2014 год, я никоим образом не имела опыта в фермерстве. Сама ферма имела грустный вид: полуразвальное общежитие, полуразвальные коровники и коровы в состоянии, когда нужно было менять всю стадо. Как раз в тот период мой свекор – Юрий Викторович – начал закупать с конного завода новое поголовье айширов, чтобы поменять в итоге все стадо на здоровое, с отличным молоком.

Тогда недалеко от фермы был завод Вимм-Билль-Данн, он занимался молоком, а не соками, и первичная цель была – восстановить ферму и сдавать молоко на завод на переработку. Поэтому свекор сконцентрировался на качестве молока. Но оказалось, что заводы закупают молоко слишком дешево, а восстанавливать ферму и платить зарплату – очень дорого. И вот в тот момент он и попросил меня помочь.

Когда я пришла на ферму, Юрий Викторович мне четко сказал: «Я купил таких хороших коров, я настолько с душой к этому отношусь и не хочу, чтобы какой-то завод перерабатывал это хорошее молоко просто в массовый продукт. Я хочу, чтобы мои внуки ели натуральную молочную продукцию – творог, сметану». Так передо мной встала задача организовать цех переработки. Но изначально нужен был сбыт молока. Поэтому я занялась реализацией молока и параллельно изучением переработки.

Тогда мы очень кропотливо это все создавали: и цех, и все остальное. Грубо говоря, мы начинали с себя: мы заходили в этот цех, сами все перерабатывали, мы вообще ничего не умели. Потом я выходила к людям сама торговать, говоря: «Ну, вот такая сметана получилась. Хотите, вот, возьмите. Хотите — бесплатно возьмите». Мы сами ездили со своими продуктами по дачам, торговали молоком. Фермерство — это крафт, это маленькое производство, качественный продукт. Сейчас я знаю, кто сделал эту брынзу, какие руки. А когда всё производится на линии, это завод. Я не хочу этим заниматься.

ПРО СОДЕРЖАНИЕ

Сейчас на ферме содержится 200 коров, если считать с молодняком и сухостоем. Из них дойных – 75 голов. Коровы двух пород – айширы и холмогоры. У каждой есть свои преимущества. Например, хоть у айширских коров молока мало, но оно жирное и высококачественное по белку. Цех переработки отдает предпочтение именно ему: для сыра, творога оно идеально. У холмогоров, наоборот, молока много, но по жиру и по белку оно уступает айширскому.

Два стада гуляют отдельно, иначе конфликтуют. Рацион у коровок сезонный – зимний и летний. Зимой – сенаж, сено и комбикорм, летом - зелёная трава и совсем чуть-чуть комбикорма, в котором в основном только отруби. Мы не превращаем корову в свинью! На зеленую массу мы сами сеем многолетние травы – вику, овес. Больше мы сами ничего не заготавливаем, у нас немного полей. Сенаж мы закупаем у одного и того же поставщика, потому что уверены в качестве его продукции. Все остальное мы также приобретаем.

МНЕНИЕ АВТОРА

Можно дать корове, грубо говоря, 40 килограмм комбикорма, чтобы она все вокруг заливала молоком. Но такие животные долго не живут. На больших комплексах среднее использование коровы — это два отёла всего, даже полтора, так как раз в три-четыре года корову меняют. А у нас грубые корма, мы за надоями не гонимся, нам надо качество.

Для формирования поголовья ремонтного стада на ферме используется только искусственное осеменение от четырёх быков. Есть бык для первотёлок, чтобы телята были маленькие. Для дойных коров – другой бык, проверенный по потомству. Всех тёлочек, что рождаются, мы оставляем себе и из них выбираем. В идеальной ситуации за год 85 коров принесут 80 телят. Ровно половина из этих телят – бычки. Из оставшихся 40 тёлочек по 20 нетелей в год мы выводим в ходе выбраковки. Хотя стараемся всех сохранять, мы дорожим животными.

МНЕНИЕ АВТОРА

Самое главное для коровы — стабильность. Каждый день должно быть все одинаково и вовремя: кормление и доение в одно и то же время. Они очень привыкают к одному времени. Корова – как машинный станок, ей важно, чтобы четко-четко было.

ПРО РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Минсельхоз периодически озвучивает свои выкладки, согласно которым рентабельной может считаться ферма с поголовьем не меньше шестиста голов. Для меня это уже агрохолдинг! В моем случае я поняла, что отталкиваться нужно только от спроса, но его нет. Тут нужно изощряться с соцсетями, Ютюбом, чтобы привлечь народ вообще к идее натуральных продуктов. Поэтому мы не гонимся за количеством, хотя территория позволяет. К сожалению, этого не позволяет экономическая ситуация, потому что все деньги, которые мы зарабатываем с продажи молочных продуктов в своих магазинах, уходят на корм животным, обслуживание и зарплату.

Всего на ферме работает 50 человек, в цеху восемь. Цех производит уже 50 видов продукции, среди которых кефир, сметана, творог, йогурты и сыры. Мощности позволяют перерабатывать полторы тонны молока в сутки. Летом, когда в район приезжают дачники, «Веселая корова» покупает молоко и у соседских фермеров, если не хватает своего.

МНЕНИЕ АВТОРА

Сколько бы я ни считала и ни крутила, как экономист, коровы в этой истории не выгодны вообще. Можно закупать молоко, перерабатывать его, делать продукцию. Желательно какой-то продукт с маржей, например, сыр можно дорого продать. Тогда это будет похоже на бизнес. Но пока это так, как у нас, вы все деньги заработанные потратите на содержание КРС.

ПРО БЕЗОПАСНОСТЬ

Достаточно часто мы слышим о том, что приобретение фермерских продуктов опасно, потому что в условиях потока на заводе есть жёсткая система контроля. Поэтому многие боятся купить ребенку молоко из-под коровы. Все эти аргументы я понимаю.

ИСТОРИЯ ОТ АВТОРА

Я проводила такой эксперимент: проходила по фермерскому рынку и вела диалог с продавцом: «А у вас есть коровы? Да. А можно приехать посмотреть? Я, говорю, не буду в коровник заходить. Просто хочу убедиться, что у вас есть вообще ферма, потому что я даже не знаю, пастеризованное ли это молоко и можно ли его вообще покупать». Потом оказалось, что нет у него никакого молока, и вообще он закупает у кого-то, а что это за молоко, вообще непонятно.

Поэтому со своей стороны я полностью открыто показываю покупателям все процессы производства, людей, которые здесь работают. В наших соцсетях я всегда говорю открыто и о проблемах фермы, чтобы люди знали: если вы к нам приедете на экскурсию или просто погулять, у нас нет никаких альпийских лугов. Это не какая-то вымышленная ферма из книжки.

Это старый совхоз, который мы своими руками восстановили, как могли. Вот здесь мы цветочки посадили, здесь мы покрасили, здесь мы очень старались, а вот здесь вот не очень получилось. А вот здесь лошадь накакала, нужно с пониманием к этому отнестись. Я на себя беру ответственность за нашу ферму, поэтому каждый покупатель может мне написать, позвонить, нажаловаться. Тем, кто боится попробовать, я предлагаю вариант с обратной связью: возьмите на пробу, не понравится – напишите, что не понравилось, и я вам поменяю или верну деньги. Я на это готова пойти, потому что так могу доказать, что произвожу всё натуральное.

Коровы у нас проходят комплексное ветеринарное обслуживание: два раза в год диагностика на лейкоз, бруцеллез, туберкулинизация. Каждые 10 дней приезжают представители лаборатории, отбирают пробы молока, проверяют соматику, загрязненность, делает общий анализ молока. У нас есть система «меркурий», в которой отслеживается вся наша продукция, передвижение.

ПРО ОШИБКИ

Вообще, у фермеров, я заметила, есть такая особенность: они начинают, например, варить сыр дома и делают это хорошо. У них получается, к примеру, очень вкусный рокфор, который фермеры начинают дарить своим знакомым и знакомым знакомых. Со временем друзья, близкие, знакомые начинают говорить: «А что ты не откроешь производство или сыроварню?» И фермер дальше думает: «Я и правда классный сыровар, нужно делать». Далее считает себестоимость, видит какую-то выгоду и начинает развивать производство, не наладив сбыт. То есть знакомые знакомых – это хорошо, но сколько они съедят сыров?

Это была и моя ошибка: я в какой-то момент почувствовала, что мне надо расширяться срочно, мне надо больше перерабатывать! И это была моя ошибка! Потому что у фермеров есть сезонность: летом я продавала очень много, а в Новый год мы просто сидели и думали, может быть, надо тан или айран делать? Потому что никому ничего не надо 1 января: никакая сметана ваша не нужна, ни творог, ни сырники. И 31 декабря тоже молоко девать некуда. Поэтому сначала надо развить сбыт. Сначала надо понять, куда ты будешь продавать.

ИСТОРИЯ ОТ АВТОРА

Был трудный момент в период, когда я уже немножко все организовала и все стало налаживаться. Мне позвонили работники и говорят: «Аня, нам больше некуда молоко наливать». То есть сложилась ситуация: у нас не хватает ванн, чтобы его переработать, и нам некуда его продавать. Я звоню заводам, а им не нужно молоко. Я звоню оптовикам, а им тоже не нужно молоко. Никому не нужно молоко такого высокого качества. Вот тогда у меня было вообще удивление: мы же такое хорошее молоко делаем, а оно никому не нужно. Был вариант слить его на пол. Просто представьте, тонну молока на пол слить! Вот тогда меня научил Юрий Викторович. Он говорит: «Ань, когда вот совсем все плохо, даже если надо бежать в этот момент, ты просто остановись, сядь и подумай, что дальше делать». И мы сели, подумали – и переработали в масло. А обезжиренное молоко переработали в обезжиренный творог. Но мы не дали молоку пролиться на землю. В тот момент я просто сидела и думала, что я подведу своих сотрудников. Вы представляете, доярки доили, ребята мыли, кормили коров. Ведь это был целый процесс! А вы просто берете и при них сливаете продукт их труда. Это даже психологически очень тяжело.

Вторая ошибка – не знать себестоимость. Если вы что-то решили, то вы сядьте, просчитайте и вообще поймите идею. Потому что если в вашей идее будут деньги, то это не сюда. Идея фермерства — это что-то иное, например, вам хочется, чтобы в вашем районе ели все натуральную зелень какую-нибудь. И вы вот от этой идеи поставьте задачу. Из задачи сделайте решение: какими этапами можно достичь, какие вам вложения нужны для этого. И главное, не бойтесь, всё уже создано. В России много фермеров, можете каждому написать и спросить, какие у них в отрасли вообще особенности, потому что там в молочном производстве одни нюансы, у медовиков – другие.

Третья ошибка – расширять ассортимент по своему хотению. В моем случае такое большое количество продукции молочной не от хорошей жизни: у меня была тонна молока, и мне нужно было ее продать. Если бы я делала творог да сметану, то все было бы хорошо. Но начали мы делать простоквашу, ряженку, топленку, и вот уже у нас 40 видов продукции. Именно потому, что было маленькое количество сбыта, нам нужно было расширять ассортимент, чтобы этим же покупателям предложить еще и другой продукт. А если вы просто будете расширять ассортимент, может оказаться так, что вам это невыгодно вообще производить.

СОВЕТЫ БУДУЩИМ ФЕРМЕРАМ

Планируя стать фермером, обязательно нужно просчитать какой-то минимальный бизнес-план. Если вы не знаете, как это сделать, можно обратиться в центр фермерских компетенций. Не надо бояться, что вы что-то не знаете, надо вообще понять идею фермерства в целом. У вас не будет «итога», т. е. момента, когда вы будете уже все знать и понимать. Нет, вы всегда будете развиваться, вы не остановитесь. Поэтому нужно задаться какой-то идеей и пообщаться с другими фермерами. Если вы уже просчитали свой бизнес-план и в этот бизнес план входят какие-то гранты или государственные субсидии, например, то, может быть, полезнее будет пойти в школу фермерства. Там вам могут дать все инструменты. Я, с одной стороны, реалист, и все время говорю: «Не надо в это ввязываться, если вам нужно зарабатывать, семью кормить». Я бы без денег сейчас фермерство не начинала. А еще рассчитывайте на свой возраст, потому что в конечном счете вам фермерство понравится, но энергии на него нужно много.

Виолетта Лысенко

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписывайтесь на наш видео-канал на youtube


     01.09.2024     Просмотров: 149  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость